Тамбовское реальное училище

Старые открытки – это неисчерпаемый источник знаний о нашем городе. Благодаря им мы можем представить, как выглядели различные сооружения в прошлые эпохи, каков был облик нашего города, какие архитектурные стили предпочитали наши предки, какие талантливые архитекторы и строители вносили свой вклад в градостроительство.

Архитектура окружает человека повсюду. Она воздействует на человека, на его чувства. Она формирует его вкус. Разное ощущение человек испытывает, созерцая различные здания. Одни здания поражают своим величием и великолепием, другие – кажутся понятными и простыми, они как бы растворяются в окружающей природе. Каждое здание имеет своё предназначение.

Здания, в которых располагаются учебные заведения – часто скромные с виду, неприметные в ряду соседних зданий. Но учебные заведения – это, на самом деле, прекрасные храмы – храмы образования. Прекрасные не столько своими архитектурными формами, сколько тем, что происходит в их стенах. В них незаметно, каждый день творится чудо – происходит чудесное превращение обыкновенных детей в людей, которые способны мыслить, анализировать, решать сложные задачи и проблемы, созидать, создавать красоту, продвигать вперед научные знания, делать великие открытия, передавать своё искусство и мастерство следующим поколениям.

Во второй половине XIX века в центральной части Тамбова были построены здания, которые впоследствии стали использоваться как учебные заведения. Среди них привлекает внимание двухэтажное кирпичное здание на углу бывших Большой и Дворянской улиц (ныне Советская и Интернациональная). Это двухэтажное здание – бывшее реальное училище, которое в настоящее время является памятником архитектуры. Оно хорошо вписывается в окружающую среду и удачно гармонирует с соседними зданиями. Тамбовское реальное училище не отличается строгостью стиля, но в сочетании с соседними постройками даёт представление о городской застройке того времени. Композиционное решение здания подчинено его расположению на угловом участке улицы. Центральная часть здания приподнята и подчёркнута двумя парапетами на крыше. Угол здания закруглён, что характерно для образцовых фасадов середины XIX века. К центральному скруглённому объёму примыкают два фасада. Главный вход фасада, выходящего на ул. Большую, по первому этажу выделен выступом, на котором находится двухколонный портик, увенчанный небольшим фронтоном. Фасад по ул. Дворянской - симметричен. В декоре фасадов были использованы элементы классического стиля.

Создание реального училища в Тамбове было вызвано острой необходимостью. Вторая половина XIX века характеризуется бурным развитием промышленности в России. Это было связано с отменой крепостного права и проведением ряда буржуазных реформ (городской, судебной, земской и др.). Крестьянская реформа способствовала развитию в губернии капиталистических отношений. Возрастает количество капиталистических и помещичьих предприятий и хозяйств, основанных на использовании наёмного труда. Увеличивается численность городского населения. В 70-е годы XIX века быстро растёт число предприятий, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции. Большое значение в развитии края сыграло проведение железных дорог по территории Тамбовщины. В 1866-1870 годы по территории Тамбовской губернии прошла Рязано-Уральская железная дорога. Вскоре после этого были построены Юго-Восточная и Сызрано-Вяземская железные дороги. После того, как в Тамбове была открыта железнодорожная станция, город стал главным торговым центром, связанным с основными районами страны. Все эти преобразования оказали большое влияние на изменение сложившегося ранее уклада жизни в городе и губернии. В связи с развитием промышленности, железнодорожного транспорта, торговли в Тамбове потребовались высококвалифицированные специалисты с техническим и специальным образованием.

Тамбовское реальное училище было основано в 1876 г. Целью этого учебного заведения было «дать воспитанникам общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических знаний». Первым директором Тамбовского реального училища был В.А. Никитин. С училищем связано имя В.А. Заринского, который был не только прекрасным педагогом, но и сыграл значительную роль в организации народных чтений в Тамбове. Программа чтений включала лучшие произведения русских писателей. В училище был подобран прекрасный штат преподавателей, в основном набранные из учебных заведений города. Многие из преподавателей являлись воспитанниками учебных заведений Санкт-Петербурга. Столичный университет закончили: Н.К. Залесский, преподававший математику и механику и В.П. Егоровский – учитель физики, химии и естественной истории; воспитанником Санкт-Петербургского технологического института являлся А.И. Сатин – преподаватель каллиграфии и чистописания; Ф.Д. Маркелов, выпускник Санкт-Петербургского строительного училища обучал воспитанников училища строительному искусству, геодезии, нивелированию и землемерному мастерству. Преподавателем черчения и рисования был переведённый из Воронежа И.П. Фрейман. Это был талантливый художник и педагог, проработавший в училище более тридцати лет. Помимо училища художнику приходилось выполнять и другую работу. По указу императора он, как и другие учителя рисования, обязан был сотрудничать с окружным судом при графологических экспертизах, при выявлении поддельных векселей и документов. Несмотря на занятость, художник находил время для любимого занятия: его пейзажи, изображающие окрестности Тамбова, нередко выставлялись в здании Публичной библиотеки. В 1883 г. И. П. Фрейман участвовал в конкурсе по созданию памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Работа талантливого автора была отмечена премией, а предложенное им композиционное решение было использовано в конечном варианте памятника поэту. И. Фрейман сделал очень многое для того, чтобы его воспитанники стали хорошими специалистами. В училище было недостаточно пособий по черчению и рисованию. Несмотря на это, Иван Петрович учил воспитанников копированию орнаментов и лепке орнаментов в гипсе, изображению различных фигур, искусству моделирования. Его преподавание принесло большие плоды: ученики очень искусно выполняли заданные работы. Позже, став инженерами, архитекторами и художниками, воспитанники Фреймана своё искусство использовали в создании облика города Тамбова и других городов.

Тамбовское реальное училище сыграло большую роль в подготовке талантливых кадров для развивающегося государства. В реальном училище обучались представители многих известных дворянских родов: Боратынские, Вышеславцевы, Бенкендорфы и др. Воспитанниками реального училища были фабриканты Асеевы, предприниматели Толмачёвы, Носовы, Аносовы, коммерсанты Патутины, потомки архитекторов Свирчевских, аптекарей Вернеров, Лана, врачей Котовщиковых и многие др. Все эти люди внесли свой весомый вклад в развитие промышленности и торговли города и губернии, а также сыграли заметную роль в истории нашей страны.

Среди воспитанников этого учебного заведения выделяются - один из крупнейших инженеров, специалистов горного дела А.М. Терпигорев, кинорежиссёр и педагог Л.Д. Кулешов, архитектор и художник В.А. Щуко.

Терпигорев Александр Митрофанович, наш земляк, известный учёный в области горного дела, академик АН СССР, главный редактор энциклопедического справочника «Горное дело» в 11 томах. После окончания Тамбовского реального училища Терпигорев учился в С.-Петербургском горном институте. По окончании института, А. Терпигорев работал на рудниках Сулинского завода. Затем работал профессором кафедры горного искусства Екатеринославского горного института и Екатеринославского высшего горного училища. В 1922-1959 гг. являлся профессором Московского горного института, с 1933 по 1936 гг. был его директором. В последующие годы заведовал отделом Института горного дела АН СССР. Ему принадлежат серьёзные труды по развитию горной науки, по проблемам подземной разработки месторождений полезных ископаемых, по механизации и автоматизации горных работ, гидромеханизации и подземной газификации. Большое внимание А.М. Терпигорев уделял конструированию машин и механизмов и рационализации труда в горной промышленности, а также организации горнотехнического образования. В 20-е годы ХХ в. Терпигорев первым разработал и ввёл в горных институтах курс механизации горных работ. В 30-е годы он впервые организовал кафедру горных машин. Его ученики и последователи внесли неоценимый вклад в дальнейшее развитие горного дела, что послужило не только развитию этой отрасли промышленности в стране, но и индустриальному развитию государства. За свою деятельность А.М. Терпигорев был удостоен многих наград (Государственная премия СССР в 1943 г., 3 ордена Ленина, 2 Трудового Красного Знамени и медалями).

Лев Владимирович Кулешов – уроженец Тамбова – известный кинорежиссёр, теоретик кино, доктор искусствоведения, автор исследований по теории и практике киноискусства, автор книги «Основы кинорежиссуры» (настольная книга для многих поколений деятелей кино), педагог, народный артист РСФСР. В кино он начал работать с 1916 г. как художник. Л. Кулешов один из первых мастеров отечественного киноискусства. Он сыграл большую роль в исследовании специфики этого искусства, в развитии технологии киносъёмок и монтажа. Кулешов руководил съёмками документальных фильмов на фронтах Гражданской войны и, благодаря этому, мы сейчас можем иметь представление об этом сложном и суровом времени. Наиболее значительными фильмами, снятыми Кулешовым являются «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Великий утешитель» (1933, снят по мотивам биографии американского писателя О. Генри), и др. Для фильмов знаменитого режиссёра характерны напряжённость сюжета, чётко очерченный рисунок ролей, изобразительные средства, отличающиеся яркостью, точностью, высокой культурой.

В 1919 г. Кулешов организовал учебную мастерскую в Госкиношколе. Этот великий мастер воспитал целую плеяду талантливых и известных деятелей кино, режиссёров, таких как В.И. Пудовкин, Б.В. Барнет, С.П. Комаров и др. За свой многолетний труд Л. Кулешов награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного знамени и многими медалями.

Владимир Алексеевич Щуко – известный архитектор и театральный художник. После окончания Тамбовского реального училища стал студентом Петербургской Академии художеств. Его преподавателем был известный художник Л.Н. Бенуа. В 1911 г. В. Щуко получил звание академика архитектуры. В своём творчестве В.А. Щуко использовал принципы классической архитектуры, а также занимался поисками простых лаконических форм, органически связанных с современными ему типами общественных зданий. В дореволюционные годы им были созданы Русский павильон на Международной выставке в Риме (1911) и ряд зданий в центре С.-Петербурга. После революции им были созданы Главный павильон Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, Дом правительства Абхазской АССР в Сухуми, Драматический театр им. Горького в Ростове-на-Дону, виадук в Сочи и другие значительные творения. В. Шуко работал также в качестве театрального художника. Наиболее интересными его работами в этом жанре являются эскизы декораций и костюмов для «Старинного театра» в Петербурге в 1907 г., а также для театров Ленинграда в послереволюционные годы, особенно интересны декорации и костюмы для постановки пьесы «Борис Годунов» в Московском Малом театре. Владимир Алексеевич был также талантливым рисовальщиком и акварелистом.

История только одного учебного заведения - Реального училища Тамбова даёт нам представление о том, какой вклад внесли наши земляки в русскую культуру, образование, в развитие России.



Список использованной литературы

  1. БСЭ, Т. 25, 27. Москва. Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. - 1851 с.: илл.;
  2. Ермаков В.А., Щукин Ю.К., Горелов А.А. Прогулки по старому Тамбову: иллюстрированный путеводитель.- Тамбов, 2007. - 191 с.: илл.;
  3. Кученкова В. Неизвестный Тамбов. Тамбов, 1993. – 223 с.;
  4. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Тамбовская область. М., 1978. 210 с.;
  5. Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004. -
  6. Старый Тамбов от А до Я. История дореволюционного Тамбова в коротких рассказах/Г.А. Молчанова, Н.В. Олонцева, Ю.К. Щукин, В.А. Ермаков; под ред. В. М. Юрьева.- 3-е изд. Перер. и доп. – Тамбов: Принт-Сервис, 2016. – 432 с.;
  7. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж, 1986.- 223 с.;
  8. Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбовское книжное издательство, 1961. - 198 с.;
  9. Юстова Е.И., Максимов М.М. Тамбов. Памятники архитектуры. Воронеж,1979. - 35 с.: илл.


Our Botanical Garden is an advocate for the plants
The Garden contains 50 different gardens and plant collections. There is a serene cascade waterfall, as well as wetlands and a 50-acre (20 ha) tract of original, never-logged, old-growth New York forest.