Тамбовский волк

Тамбовский волк является неофициальным символом и визитной карточкой Тамбовского края.

Прежде чем перейти к перечислению версий о происхождении выражения «тамбовский волк», давайте разберёмся, кто же такой волк на самом деле.

Много споров идёт о «личности» волка и о том, нужен ли такой символ Тамбовскому краю.

Одни люди утверждают, что волк – опасный и свирепый зверь, кровожадный и безжалостный убийца, вероломно нападающий на людей и домашних животных; считают волка, чуть ли не вселенским злом, которое, по их мнению, надо уничтожать. Другие видят в волке одного из сохранившихся символов живой, первозданной и дикой природы. Специалисты утверждают, что волк является одним из основных элементов экологической системы. Охотясь, он, фактически, регулирует численность животных, не давая различным их видам чрезмерно размножаться. Это положительно сказывается на состоянии природы и её обитателей, поскольку перенаселение животных часто приводит к развитию различных заболеваний, в том числе опасных для человека. Волка не случайно называют «санитаром леса»: он ловит больных животных, не давая болезням распространяться. Кроме того, если бы никто не уничтожал больных и слабых животных, то часть из них выживала бы и приносила больное и ослабленное потомство, что тоже неблагоприятно сказалось бы на состоянии живой природы. В холодное и голодное время года – зимой – волк является своеобразным «кормильцем» немалого числа лесных обитателей – животных и птиц, оставляя им часть добычи.

Те, кто серьёзно изучает жизнь волков и их поведение, утверждают, что люди относятся к волкам предвзято. Мир волков - это мир умных, сильных и смелых зверей, необычайно ласковых и заботливых родителей, членов стаи, преданных своему сообществу. Изучая мир волков, специалисты попадают в особый сложный мир, в котором, как и в мире людей, существуют различные отношения между членами одной стаи разных поколений, разного пола, между родителями и детьми, меду различными стаями этих зверей. При этом, учёные-зоологи прекрасно понимают, что поведение волков и любых других зверей принципиально отличается от поведения человека, поэтому с нашими мерками к животным подходить нецелесообразно.

Романтическим и трогательным предстаёт образ волка в ряде литературных произведений Д. Лондона, Киплинга, Ч. Айтматова и др.

Волк – один из персонажей сказок народов мира, а также - русского фольклора, в частности, сказок. В этих народных произведениях он представляется по-разному: то это страшный и хитрый хищник – например в английской сказке о трёх поросятах, французской – о Красной Шапочке и др. В других сказках мы видим образ доброго волка, например, волк Акела и другие волки в сказке Киплинга о Маугли. В русских сказках мы также встречаем как злого, так и доброго волка. Волк также нередко предстаёт перед нами как верный товарищ, например в сказке об Иване Царевиче и Сером Волке.

Волк может быть доброжелательным соседом, и, нередко, другом и защитником. Об этом рассказывается в житиях святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других. В Тамбовском крае также есть свой старец, почитаемый в народе святым, связанный с волками. Это блаженный старец Симеон, который жил в лесу, проводя время в трудах и молитвах. Симеон, как и все христианские подвижники, был очень скромным человеком. Он помогал всем людям, которые к нему обращались, при этом, никогда не выставляя свою помощь напоказ. Старец Симеон обладал прозорливостью и даром общения с дикими зверями. Его часто видели в окружении волков, а когда он приходил по каким-либо делам в деревню, волки, провожавшие его, останавливались на опушке леса, как охранники, издали наблюдавшие за своим другом.

Существует много свидетельств о том, что волки нападают на людей, в том числе детей и, даже … Но есть и другие свидетельства - неоднократно описанные факты вскармливания и воспитания человеческих детёнышей в волчьей стае. Этому есть немало подтверждений. Исследователи разных стран в разное время сообщали о том, что потерявшиеся или брошенные дети были подобраны и воспитаны волками. По легенде город Рим был основан Ромулом и Ремом, которых выкормила и вырастила волчица. А далее представлены реальные широко известные факты. В XIV веке мальчик-волк из Гессе стал знаменитостью своего времени. Его даже возили в Англию, чтобы показать такую диковинку королевскому двору. Наиболее известные дети-волки: Питер – дикий мальчик из Ганновера, Виктор из Аверона, Каспар Хаузер из Нюрнберга, ребёнок-волк из Ваттеравии (Бавария), девочка Камала, индианка, которую потом воспитывала монахиня. Больше всего детей-волков дала Индия. Это, возможно, связано с тем, что из-за крайней нищеты родители просто бросали детей в джунглях. Волки, неизвестно почему, не только не расправлялись с лёгкой добычей, но подбирали детёнышей своего извечного врага-человека и, даже становились ему хорошими родителями: рыли ему нору, выстилали её листьями, согревали, кормили.

Каждое нападение волка на человека вызывает в прессе бурю весьма эмоциональных статей. Волка считают злым, коварным, вероломным… Какими только эпитетами его не награждают. На самом деле, волки стараются держаться подальше от людей и очень редко нападают на человека. А все вышеуказанные эпитеты имеют отношение к морали. Мораль присуща только человеку. Волк же, по своей природе – типичный хищник, живущий своей жизнью и добывающий добычу охотой. Без этого ему не выжить. Человек изначально тоже был собирателем и охотником, причём, охотился на ту же живность, что и серый хищник, т.е., по-мнению волка, если у волков существует какое-либо мнение, человек являлся конкурентом, с которым необходимо было сосуществовать, а при невозможности мирного сосуществования - бороться.

В давние времена климат нашего края был очень суров. Зимой частыми были морозы, снежный покров был значительнее нынешнего. Нередкими были весенние заморозки и летние засухи, когда не только урожай зерновых и овощных культур погибал на корню, но и в степи и в лесу растительность была весьма скудная. Численность мелких зверей от бескормицы сокращалась. В такие суровые годы волки, чтобы не погибнуть, нападали на домашний скот.

Постепенно человек приступил к разведению скота в больших масштабах, для чего необходимы были пастбища. Пастбища всё больше расширялись. Это приводило к уничтожению лесов, что, в свою очередь вело к сокращению естественной кормовой базы волков. Волки, оставшись без корма, нашли замену своей традиционной пище в виде домашнего скота. С этого момента люди особенно ополчились на волка. Доблестные охотники просто истребляли безоружного волка. Для охоты на волков даже не требовалась лицензия.

В нашей области в 2006 г. волков насчитывалось 47, в 2007 – 7, в 2008 -6, в 2011 – официально – 1, в 2012 – 4, в январе 2019 – 3 волка в Вороненском заповеднике и несколько в Моршанском и Пичаевском районах. При этом необходимо отметить, что некоторые волчьи особи из других регионов пересекали границу Тамбовской области, поэтому некоторые люди считают, что волков было несколько больше, чем указано в официальных данных.

Вот с таким умным, решительным и, часто, дерзким зверем …

Некоторые краеведы связывают возникновение выражения «тамбовский волк» с периодом освоения нашего края. Тамбовщина в то время являлась окраиной государства Московского. На этой территории располагались острожки, города-крепости, в числе которых были Тамбов и Козлов, а также земляные укрепления. Все эти укрепления служили преградой для отрядов крымских и ногайских татар, совершавших набеги на окраины государства. Тамбовщина служила серьёзным форпостом на пути отрядов кочевников. Защитниками государства и своей земли Тамбовской были люди служивые – казаки, стрельцы, пушкари, представители других родов войск. Горожане и крестьяне также храбро защищали свои города и сёла.

Легенда гласит, что когда тамбовские жители выходили на бой с коварным и опасным врагом, они надевали одежды из волчьих шкур, которые источали запах волка. Этот запах приводил в смятение вражеских лошадей, те в страхе обращались в бегство. Храбрые тамбовские воины преследовали татар и, обычно, одерживали над врагом победу.

Тамбовский краевед С.Н. Денисов, который занимался изучением наследия А.Н. Сохранского, приводит одну интересную версию возникновения выражения «тамбовский волк», записанную этим краеведом-исследователем. А. Сохранский, собравший в Тамбовском крае большое количество легенд, утверждает, что выражение «Тамбовский волк тебе товарищ» появилось в Липецком уезде. В старые времена волками называли разного рода неблагонадёжных людей, разбойников, воров.

Существует немало версий о происхождении выражения «тамбовский волк». Одна из них была выдвинута известным тамбовским краеведом и коллекционером Н.А. Никифоровым. Эта версия связана с одним из событий, произошедшего в Москве во времена Петра I, к которому имеют отношение английские купцы. В Англии, в Музее Королевской Гвардии выставлена шкура волка, хорошо сохранившаяся до наших дней. По рассказам Н. Никифорова история этого экспоната связана именно с тамбовским волком.

В XVII-XVIII веках в прицнинских лесах водились волки, шкуры которых очень высоко ценились на международных торгах. Прекрасные меха тамбовских волков купцы разных стран приобретали не только для знати, но даже для монарших дворов. Английские купцы знали толк в русских товарах и, особенно в мехах. Однажды, выбирая на торгах меха, купцы обратили внимание на шкуры необычайно красивого светло-палевого окраса. Товар этот англичанам очень понравился, и они приобрели несколько шкур. Купцы, возвратившись в Лондон, где представили взору монарха этот необычный товар. Приобретение купцов было одобрено королём. Он даже задумался о том, чтобы закупить такие шкуры для экипировки одного из королевских полков в форму, отделанную волчьим мехом (в то время форма полков была отделана медвежьим мехом, ввозимым из Скандинавии).

Приехав на следующий год в Москву, купцы немного растерялись. Где же искать продавцов таких замечательных шкур, понравившихся их монарху? К счастью, один из купцов вспомнил, что шкуры они купили у прибывших на торг мужиков из какого-то Тамбовского края. Англичане отправились искать этих таинственных продавцов-тамбовцев. Словарный запас англичан был невелик, поэтому они у всех спрашивали: «Где есть тамбовский волк?». Москвичи были людьми сообразительными и сразу поняли, чего именно хотят заморские гости. Они показали англичанам место, где находились тамбовские мужики. Торговцев из нашего края окрестили «тамбовскими волками». С тех пор это прозвище приклеилось к нашим людям.

Ещё одну легенду записал в 1914 г. в одной из своих этнографических экспедиций в селе Кужное Мордовского района Тамбовской области Сохранский. По этой легенде в Тамбовских краях, в непроходимых лесных чащобах жил злой и жестокий народец, который исповедовал языческий культ волка. Культ этот был связан с человеческими жертвоприношениями. Легенда, по-видимому имеет под собой историческое обоснование. В ХIХ веке, при раскопках, проводимых недалеко от нынешнего села Малиновка были найдены фрагменты зловещего алтаря с человеческими останками. Попытки найти поселение этого народца не увенчались успехом. Однако, память народная долго хранила воспоминания о страшных ритуалах. Кроме того, местными жителями было замечено, что перед различными бедствиями популяция волков в крае увеличивалась. Волки нападали на людей, причём, только тогда, когда люди не могли оказать сопротивление. Пострадавшим, оставшимся в живых, волки казались огромными и ужасными. Возможно, как говорится в русской пословице: «У страха глаза велики». Эти набеги хищников породили рассказы о страшных тамбовских волках-оборотнях.

Одна из версий связана с тем, что в Тамбовскую губернию время от времени ссылали людей, неугодных властям. Эти люди жили и вели себя как волки: сами добывали себе пищу и одежду и, это происходило далеко не мирным способом. За своё разбойное поведение, которое больше было похоже на поведение диких голодных зверей, этих поселенцев стали называть волками.

Существует версия о тамбовских ямщиках, одетых в тулупы из волчьих шкур. Эти тулупы были очень тёплыми и использовались не только для того, чтобы согревать человека в зимнюю стужу, но и для многих других целей. Эти тулупы и на землю можно было постелить при необходимости, и использовать как небольшую палатку. За подобное одеяние наши земляки получи прозвище «тамбовские волки».

Другая версия связана с теми тамбовским крестьянами, которые занимались, как тогда говорилось, «отхожим промыслом», т.е. уходили на заработки в другие места. Сегодня кажется непонятным, зачем тамбовским людям было уходить далеко от своих мест, если наша земля была богатой и плодородной. На самом деле всё так и было: земля людей кормила, обувала, одевала – давала практически всё необходимое для безбедной жизни. Благодаря этому население края росло и множилось. В результате наша Тамбовская губерния по количеству населения – 2490313 человек - оказалась на четвёртом месте в России. При этом первые три места занимали губернии более крупные: Вятская, Пермская и Киевская. По количеству жителей даже Московская губерния уступала Тамбовской.

Ещё одна версия общеизвестного в настоящее время выражения связана с реформой 1861 года. После реформы тамбовские крестьяне оказались малоземельцами. Это было связано с тем, что плотность населения была высокой, а земли было мало. При этом большая и лучшая часть тамбовских земель принадлежала помещикам. В обнищании крестьян немалую роль играли также суровый климат и довольно частые пожары. Кроме того, крестьяне Тамбовской губернии на своих участках по традиции сеяли, в основном, рожь, овёс и просо. Площадь других культур была незначительной. Поэтому, если в какие-либо годы был неурожай основных культур, тамбовские мужики вынуждены были покидать свою землю, чтобы семью прокормить. Сотни мужиков-тамбовцев после окончания полевых работ с котомками за плечами отправлялись в чужие края искать работу. Тамбовцы работали в «товарищах» или в артелях. Люди эти были дружные, напористые, чужим спуску не давали, заказы брали повыгоднее, поденежнее. Конкуренты с тамбовцами не связывались, полностью уступали, а за агрессивность, с какой наши земляки отстаивали своё право на работу, называли их волками. Молва разнесла выражение «тамбовские волки» по всей России.

Своеобразным продолжением этой версии является ещё одно объяснение происхождения всем известного выражения. Некоторые наши земляки не нашедши работы в местах ближних, уходили на заработки в места, очень отдалённые от нашей губернии. Можно себе представить, как худощавые, жилистые и сильные тамбовские мужики, чтобы выжить, чтобы не умереть от голода и, чтобы прокормить свою семью, легко и быстро шагают по дорогам России. В какой-то степени это похоже на передвижение волчьей стаи, которая в поисках добычи колесит по округе.

Некоторые наши мужики, попав в другие губернии, прибивались в «товарищи» к артельщикам, трудившимся в тех местах.

Когда наши земляки приходили в далёкие от Тамбова города, местные жители спрашивали у них, откуда они пришли и, услышав ответ, удивлялись, как же это можно так далеко забраться. Наши предки на это неизменно отвечали: «Волка ноги кормят». Так их и называли «тамбовские волки».

Одно из объяснений выражения «тамбовский волк» связано с «антоновшиной». На протяжении многих лет после тамбовского крестьянского восстания под предводительством А.С. Антонова наши тамбовские жители-правдолюбы, ходившие по разным советским инстанциям, воспринимались большинством чиновников с недоверием и опасением – поди, разбери, кто он, этот «тамбовский волк», может тоже из бывших бунтовщиков? От таких можно ожидать что угодно.

В одном из советских фильмов задержанный преступник, стараясь убедить следователя в своей невиновности, при этом, обращаясь к нему «товарищем следователь». На что следователь отреагировал известным выражением: «Тамбовский волк тебе товарищ!»

Выше были приведены несколько версий возникновения выражения «тамбовский волк».

В настоящее время существует тенденция – образы самых разных животных становятся символами всевозможных мероприятий, проводимых в мире. Нам памятен трогательный «Олимпийский мишка» - символ Олимпиады 1980 г., проходившей в Москве, символы других Олимпийских животных. Никто при этом не вспоминает, что большинство животных, ставших символами, являются хищными зверями. По-видимому, человек, наконец-то начинает понимать, что все эти звери – наши соседи по планете, каждый из них играет свою особую роль на Земле и потеря только одного какого-либо из видов – невосполнимая утрата для всех.

Образ волка предстаёт перед нами многогранным и неоднозначным. Однако мы не можем не отметить, что волк – зверь решительный, смелый, умный, понятливый, активно оберегающий свою территорию, защищающий свою семью. Волки издавна живут на Тамбовской земле и, пожалуй, если выбирать животное-символ края, то более подходящей кандидатуры не найти. Выражение «тамбовский волк» укрепилось в сознании современников. Создавая положительный образ «тамбовского волка», мы, тем самым включаем этот символ в ряд культурно-исторических символов России.




Список использованной литературы

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия. Т. 6. – М. Астрель, 2010. – 501, илл.;

  2. Старый Тамбов от А до Я. История дореволюционного Тамбова в коротких рассказах./Молчанова Г.А, Олонцева Н.В., Щукин Ю.К., Ермаков В.А.; под ред. В.М. Юрьева. 2-е изд., пер. и . доп.: Изд. Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013, 392 с.;

  3. Страницы истории Тамбовского края. – Воронеж, Центр.-Чернозем. кн. изд-во.1986.- 223 с.;

  4. Тамбовская энциклопедия. Администрация Тамбовской области, 2004. ООО «Идательство «Юлис». ?08 с.;

  5. Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края.Тамбов. !961. – 200 с.$

  6. Наедине. 17-23 ноября 2004. Тамбовский волк выходит на дорогу. Как живёшь тамбовский волк?;

  7. Newtambov.ru